Особенности заключения трудового договора с иностранными гражданами

Спросите и мы бесплатно ответим

Работодатели испытывают определенные сложности с наймом узкоспециализированных специалистов и сотрудников высокой квалификации, из-за чего они вынуждены искать служащих среди иностранцев. Кроме того, в ряде случаев проще и дешевле нанять иностранных граждан, чем преобразовывать производство для сокращения потребностей в работниках или организовывать более благоприятные условия труда для привлечения граждан РФ.

Наем иностранцев имеет множество индивидуальных особенностей и нюансов, которые необходимо учитывать, чтобы не нарушать законодательство и не иметь лишних проблем с государственными контролирующими службами.

Условия найма иностранцев

Трудоустраивать иностранцев можно только при наличии соответствующего разрешения. Трудовой договор физического лица с иностранным гражданином может быть заключен только при условии достижения совершеннолетия иностранцем и наличия у него документа, позволяющего ему жить и работать на территории страны.

Эти требования не относятся к следующим категориям иностранцев:

• имеющие РВП или ВНЖ;
  • участники Государственной программы по переселению;
  • сотрудники иностранных организаций, выполняющих какие-либо работы на территории страны;
  • сотрудники дипмиссий;
  • приглашенные иностранцы в качестве педагогов или научных сотрудников;
  • специалисты высокой квалификации.

Для устройства на работу иностранцев, относящихся к описанным категориям, не требуются никакие бумаги документы и разрешения.

Существует ряд важных правил трудоустройства мигрантов:

• Компания может нанять мигранта только в той области, крае или республике, где он получил патент, исключая некоторые специальности: строители, водители, экспедиторы и другие.
  • Наем возможен только на должность, указанную в разрешении.
  • Компания обязана своевременно уведомлять ФМС о сотрудничестве с иностранными гражданами.
  • Трудовой мигрант обязан оформить полис ДМС.
к содержанию ↑

Как осуществляется трудоустройство иностранного гражданина?

Трудовой договор с иностранным гражданином по патенту может разрабатываться и заключаться только после решения всех вопросов с оформлением визы и получения соответствующих разрешений. Для трудоустройства потребуется ряд бумаг:

• патент;
  • паспорт иностранца;
  • соглашение о медстраховании;
  • разрешение на работу;
  • ВНЖ или РВП;
  • трудовая книжка;
  • пенсионное удостоверение;
  • бумаги, подтверждающие образование.

Без этих бумаг трудовой договор с иностранным работником не может быть заключен. Работодатели не могут требовать с иностранцев документы, не входящие в данный список.

После подписания договора, работодатель составляет уведомление о заключении трудового договора с иностранцем, которое направляется в УФМС и Центр занятости.

Если соглашение заключается по патенту, то не имеет значения, выступает работодателем юридическое или физическое лицо. Процедура всегда одинакова. Физлица обязаны будут вносить за своих работников, в том числе иностранцев, обязательные страховые взносы.

Трудоустройство беженцев

Находящиеся на территории России мигранты, имеющие статус беженцев имеют полное право на трудоустройство. Для этого им не требуется наличие специального патента или разрешения на трудоустройство. Главным документом для приема на работу в таком случае выступает свидетельство из УФМС, которое подтверждает статус иностранца на территории страны.

Однако беженцы перед трудоустройством обязательно должны проходить медицинское обследование и оформлять медполис. Самостоятельное оформление полиса беженцам не требуется, если работодатель сотрудничает с медицинской организацией, предоставляющей всем сотрудникам фирмы услуги ДМС.

к содержанию ↑

Трудовой договор с иностранцем – на какой срок заключается?

Чтобы определить возможный срок действия заключаемого соглашения с иностранцем, необходимо обратиться к Трудовому кодексу. В нем описываются 2 типа соглашений, заключаемых в процессе трудоустройства:

• срочные;
  • бессрочные.

При заключении договора бессрочного по образцу трудового договора с иностранным гражданином, в нем обязательно должен быть оговорен порядок предоставления отпускных дней служащему.

Если в бумаге нет точных данных на период ее актуальности, то она автоматически считается бессрочной и будет действовать до того времени, как одна из сторон не примет решения о ее расторжении.

В ст. 83 указывается, что договор с иностранцем может быть подписан на максимально возможный срок, соответствующий срокам разрешенного пребывания лица в России.

к содержанию ↑

Срочный трудовой договор с иностранным гражданином

По действующим в стране законам срочное соглашение может подписываться в следующих случаях:

• Для замены сотрудников, которые не могут временно исполнять свои трудовые обязанности.
  • Для проведения сезонных работ, либо иных временных работ.
  • Для прохождения стажировки или практики.

Во всех остальных случаях с мигрантами заключать срочные соглашения по закону нельзя.

Продление трудового договора с иностранным гражданином по действующему отечественному законодательству не допускается. Возможно лишь составление нового соглашения, если срок старого истечет.

Скачать бланк срочного трудового договора с иностранным гражданином.

к содержанию ↑

Расторжение трудового договора с иностранным работником

Действующее в стране законодательство не предусматривает специального порядка или особенностей расторжения соглашений с мигрантами, потому соглашение расторгается на стандартных, обычных основаниях.

Соглашение расторгают:

• по обоюдному согласию обеих сторон;
  • в результате увольнения служащего по собственному желанию;
  • увольнение по требованию работодателя;
  • в результате истечения сроков соглашения.

При расторжении документа работодатель обязан уведомить об этом ГУМВ МВД.

к содержанию ↑

Продление регистрации иностранного гражданина по трудовому договору

Иностранец имеет возможность продлять регистрацию при работе по официальному соглашению. Владельцу объекта, где проживает мигрант, следует обратиться в УФМС с бумагами на недвижимость и с бумагами иностранного гражданина.

Для продления от иностранца понадобится:

• паспорт;
  • документ о предыдущем миграционном учете;
  • патент;
  • договор трудоустройства;
  • миграционная карта;
  • чеки, подтверждающие налоговые платежи.
к содержанию ↑

Юридическая помощь при заключении трудового договора с иностранным гражданином

Трудоустройство мигрантов – сложная задача, требующая от работодателя и самого мигранта выполнения многочисленных действий в соответствии с законами. Несоблюдение правил трудоустройства может стать причиной привлечения работодателя к уголовной или административной ответственности. Именно поэтому для правильного приема на работу необходимо обратиться к профессиональным юристам.

Наши специалисты проконсультируют вас по любым важным вопросам, ознакомят с бланком трудового договора с иностранным гражданином, скачать который можно у нас, расскажут о правилах заключения договора и необходимых бумагах.

Не нашли решение проблемы?
Задайте вопрос профессиональным юристам бесплатно!

Уважаемые читатели, в наших статьях рассматриваются шаблонные ситуации и наиболее общие способы решения проблем. Однако каждый конкретный случай уникален и требует индивидуального подхода.
Чтобы получить подробный ответ на свой вопрос, понять, как действовать в сложившейся ситуации именно вам, вы можете позвонить нам по указанным телефонам:
+7(495) 266 02 24, +7(812) 507 61 42, +7(800) 551 20 74.
Спросите и мы
бесплатно ответим