Права органов опеки и попечительства

Спросите и мы бесплатно ответим

Органы опеки и попечительства – государственные инстанции, основная деятельность которых связана с устройством несовершеннолетних детей, лишившихся родительской поддержки, и иных категорий граждан, признанных недееспособными. Их деятельность регулируется Семейным и Гражданским Кодексами РФ, а также отдельными федеральными законами. Инстанции имеют территориальное подразделение в каждом муниципальном районе и внутригородском образовании.

к содержанию ↑

Органы опеки и попечительства: права и обязанности

Сотрудники органов являются представителями исполнительной власти. Они наделены определенными полномочиями, которые позволяют выполнять непосредственные обязанности, а именно устанавливать строгий социальный контроль над попечителями и лицами, взятыми под опекой.
Среди основных прав органов опеки и попечительства следует выделить:

  • Представление интересов людей, которые признаны недостаточно вменяемыми или абсолютно недееспособными;
  • Представление интересов несовершеннолетних детей, которые остались без мамы и папы вследствие лишения последних родительских прав или в результате совершения ими неправомерных действий;
  • Защита имущественных интересов подопечных;
  • Контроль над работой попечителей конкретного сектора;
  • Проверка состояния здоровья и условий проживания опекунов и опекаемых;
  • Проведение инспекторской проверки условий в госпиталях, психиатрических лечебницах, домах престарелых;
  • Обращение в суд с исковыми требованиями;
  • Заключение договоров на управление по доверенности недвижимостью лиц, которые находятся под опекой.

Попечительские органы могут отстранить от родительских или опекунских прав, если для жизни и здоровья ребенка существует угроза: на совете рассматриваются вопросы и принимается решение, может ли конкретный человек воспитывать детей, взяв их под опеку, обеспечивать должных уход за недееспособным, насколько комфортными будут условия для их проживания.
Защита семейных прав органами опеки и попечительства также предполагает выполнение определенных обязанностей, в круг которых входит:

  • Создание базы данных о детях, чьи родители лишены прав, детях-сиротах;
  • Создание базы данных опекунов, попечителей и усыновителей (потенциальных и существующих);
  • Поиск опекунов и усыновителей, определение детей в приемные семьи или государственные учреждения (приюты, детские и дома малютки);
  • Защита и отстаивание на судебном разбирательстве прав и интересов детей, которым еще не исполнилось 18 лет;
  • Помощь в разрешении внутрисемейных конфликтов, примирение родителей;
  •  Защита и охрана имущества подопечных, предупреждение неправомерных действий третьих лиц;
  • Предоставление временного убежища малолетним сиротам;
  • Оказание медицинской и психологической помощи;
  • Предоставление реабилитационных услуг;
  •  Взаимодействие с другими государственными инстанциями (судебными, правоохранительными органами, медицинскими, психиатрическими, образовательными учреждениями).
к содержанию ↑

Как обжаловать действия чиновников

Нередки ситуации, когда защита прав несовершеннолетних органами опеки и попечительства осуществляется не на должном уровне, или их представители совершают не совсем законные действия. Конфликты и споры между сторонами не исключены, и они всегда причиняют вред, боль и доставляют массу неприятных эмоций ребенку или подопечному лицу.
Проблемы часто возникают в следующих ситуациях:

 

  • При решении вопросов, касающихся усыновления или удочерения;
  •  При установлении опеки над несовершеннолетним или недееспособным;
  • При лишении или восстановлении родительских прав;
  • При определении места жительства ребенка в случае развода родителей.

В некоторых случаях опека препятствует гражданам реализовывать свои права, откровенно не обращая внимания на предоставленные доказательства, сведения или, наоборот, «докапываясь» до мелочей, несущественных и не имеющих отношения к делу фактам и обстоятельствам.
Чтобы решить сложившуюся трудную ситуацию, необходимо составить жалобу и направить ее в вышестоящую инстанцию. Например, можно отправить обращение в департамент соцобеспечения города: заинтересованное лицо может позвонить, отправить письменное заявление по факсу или электронной почте. Также заявления о нелегитимных действиях со стороны представителей органов подаются в районную администрацию, расположенную по месту жительства, Управление по опеке и попечительству, которое контролирует деятельность всех секторов, в суд или уполномоченному по правам ребенка.
В жалобе должны содержаться следующие сведения:

  1. Полное наименование органа, действия и решения которого обжалуются;
  2. Фамилия, имя, отчество заявителя, адрес прописки или регистрации, контактный телефон и e-mail (при наличии);
  3. Объективная информация об обжалуемых действиях (или бездействии);
  4. Доводы, которые являются основанием несогласия заявителя с принятыми решениями или совершенными действиями;
  5. Нормы закона, которые были нарушены.

Заявление можно подкрепить доказательствами (фото-, видео-, аудиоматериалами, справками, свидетельскими показаниями и т. д.). Документ регистрируется максимум на следующий день после подачи.
Куда точно направить обращение, зависит от конкретных обстоятельств, и от того, насколько правильно составлена жалоба, будет зависеть успех всего дела. Именно по этой причине стоит обратиться к профессиональному юристу. Специалист подготовит и оформит все необходимые документы и подаст обращение в соответствующую инстанцию. Подобные дела довольно сложные, и доказать бездействие или, наоборот, превышение прав и полномочий со стороны органов опеки и попечительства непросто, однако все возможно, если подойти к решению данного вопроса с юридически правильной стороны и помощью грамотного юриста. Чтобы получить подробную консультацию и квалифицированную помощь, обратитесь к специалистам на нашем сайте.


Не нашли решение проблемы?
Задайте вопрос профессиональным юристам бесплатно!
Задать вопрос

Уважаемые читатели, в наших статьях рассматриваются шаблонные ситуации и наиболее общие способы решения проблем. Однако каждый конкретный случай уникален и требует индивидуального подхода.
Чтобы получить подробный ответ на свой вопрос, понять, как действовать в сложившейся ситуации именно вам, вы можете позвонить нам по указанным телефонам:
+7(495) 266 02 24, +7(812) 507 61 42, +7(800) 551 20 74.
x
Спросите и мы
бесплатно ответим