Сроки вступления в наследство по закону

Спросите и мы бесплатно ответим

Наследование – это передача прав на имущество наследникам после смерти наследователя. По закону наследуемое имущество должно быть принято в определенный период, который устанавливается п. 1 ст. 1154 ГК РФ и составляет 6 месяцев с момента его открытия.

Днем открытия наследственной массы устанавливается один из следующих моментов:

• дата смерти наследователя;
  • дата смерти, указанная в судебном акте;
  • день вступления в силу принятого судом акта.
к содержанию ↑

Исключения по срокам вступления в наследство после смерти

В гл. 64 ГК указывается также, что период вступления в наследство может быть увеличен в определенных обстоятельствах, к которым относят:

• Смерть наследника. Если получивший наследство гражданин не успел принять его до своей смерти, то права на имущество переходят его наследникам, которые могут реализовать их в течение полугода с момента смерти указанного лица. Если до истечения этого времени остается меньше 3 месяцев, период увеличивается на 3 месяца.
  • Отказ. Если наследник отказывается принимать имущество, то люди, к которым перейдет право наследования, могут воспользоваться им в течение 6 месяцев после нотариально подтвержденного факта отказа первого наследника.
  • Признание лица недостойным наследником, то есть, не имеющим прав на имущество усопшего. Люди, к которым переходит право наследования, могут воспользоваться им в течение 6 месяцев с момента принятия соответствующего судебного акта.
  • Пропуск времени приема. Если наследник не успевает за отведенное время вступить в законные права, он признается не принявшим наследство, после чего другие наследники могут получить имущество. Они должна будут подать соответствующее заявление в течение 3 месяцев с даты завершения срока принятия наследства.

Восстановление пропущенного срока

Нередки случаи, когда у наследника возникают проблемы в процессе вступления в права на наследуемое имущество в указанный период. Если пропущен срок вступления в наследство, то гражданин может восстановить свое право на наследуемое имущество в соответствии со ст. 1155 ГК РФ.

По закону восстановить наследуемые права можно в нескольких случаях:

• При незнании лица об открытии наследственной массы.
  • При пропуске установленного законом периода по уважительной причине.
  • При отсутствии возражений у других наследников о вступлении в права на имущество другого лица, пропустившего указанный срок.

В первых двух ситуациях восстановить срок на вступление в наследство можно только на основе подачи соответствующего заявления в суд и предоставления доказательств, свидетельствующих о невозможности заявить свои права в отведенный период.

Сроки исковой давности

Гл. 12 ГК регламентируются общие и специальные сроки исковой давностью для всех видов гражданских правоотношений, в том числе и наследственных дел.

Общее время давности, в течение которого гражданин может обратиться в суд для защиты нарушенных прав и интересов, составляет 3 года

Однако этот период может определяться индивидуально, в соответствии с конкретным случаем. Обычно срок начинает исчисляться со следующих дат:

• С момента, когда гражданин узнал о нарушенных правах.
  • С даты, когда по уважительной причине были пропущены сроки вступления в наследство по завещанию.

Период фактической исковой давности всегда исчисляется в календарных днях. Если день окончания исковой давности выпадает на праздник или нерабочий день, он автоматически переносится на следующий рабочий день.

к содержанию ↑

Восстановление сроков вступления в наследство через суд

Для восстановления пропущенного периода необходимо обращаться в судебные органы. Для этого гражданину необходимо обратиться в суд по месту открытия наследства и предоставить соответствующее заявление о восстановлении срока для принятия наследства.

В своем заявлении необходимо указать следующую важную информацию:

• паспортные данные истца, его адрес и т. д.;
  • данные по наследуемому имуществу;
  • информация об ответчиках;
  • данные других заинтересованных лиц;
  • причины пропуска;
  • доказательства уважительных причин;
  • требования истца;
  • дата и подпись.

Срок принятия наследства составляет 6 месяцев, и в течение полугода с момента получения информации о смерти наследователя гражданин должен подать соответствующее заявление. 6 месяцев могут отсчитываться также с момента, когда отпали причины невозможности заявить свои права на имущество.

Доказав суду, что указанный период был пропущен по уважительной причине, гражданин может быть признан принявшим наследственное имущество. Уважительной причиной может быть болезнь, пребывание в неведении, длительный отъезд и т. д.

Рекомендуется указывать совокупность всех причин, а не отдельную причину. В этом случае суд с большей вероятностью встанет на сторону истца и защитит его права и интересы.

Время оформления

Оформление наследуемого имущества осуществляется в несколько этапов, вне зависимости от того, когда за ним обратился гражданин. Для фактического принятия наследства по истечению установленного срока или во время этого периода осуществляются следующие этапы:

• Открывается наследственная масса.
  • Извещаются наследники.
  • Подаются заявления на принятие наследства.
  • Оформляются необходимые документы.
  • Получаются документы о праве собственности.
к содержанию ↑

Профессиональная юридическая помощь при наследовании

Процедура наследования по завещанию нередко вызывает у наследников множество сложностей, кто-то не успевает заявить о своих правах, у других возникают конфликтные ситуации с другими заинтересованными лицами и т. д. Для успешного разрешения любых подобных проблем рекомендуется пользоваться профессиональными услугами юристов.

Наши специалисты обладают огромным опытом в гражданских процессах и в разрешении даже самых сложных конфликтных ситуаций. Обращайтесь к нам, и мы обязательно поможем вам защитить ваши законные права и интересы.

Не нашли решение проблемы?
Задайте вопрос профессиональным юристам бесплатно!

Уважаемые читатели, в наших статьях рассматриваются шаблонные ситуации и наиболее общие способы решения проблем. Однако каждый конкретный случай уникален и требует индивидуального подхода.
Чтобы получить подробный ответ на свой вопрос, понять, как действовать в сложившейся ситуации именно вам, вы можете позвонить нам по указанным телефонам:
+7(495) 266 02 24, +7(812) 507 61 42, +7(800) 551 20 74.
Спросите и мы
бесплатно ответим