Защита товарного знака в России

Спросите и мы бесплатно ответим

На рынке сегодня представлено огромное разнообразие различных товаров, спрос на которые сильно различается. Наибольшей популярностью у покупателей пользуется продукция компаний, которые обеспечивают высокое качество своих товаров при сравнительно невысокой цене. Этим часто пользуются конкуренты, старающиеся заработать на имени другого производителя.

Производитель имеет возможность защитить свои товары и свое доброе имя от действий конкурентов благодаря защите прав на товарный знак (ТЗ). В законах присутствуют положения, описывающие методы решения вопросов, касающихся посягательств на интеллектуальную собственность.

к содержанию ↑

Почему для производителей важна защита исключительного права на товарный знак?

В ст. 1477 ГК указывается, что товарный знак представляет собой обобщение, необходимое для индивидуализации и уникализации продукции ИП или предприятий. У этого понятия существует ряд синонимов, к примеру «бренд» или «торговая марка». В повседневной жизни эти понятия тоже могут быть использованы для обозначения товарного знака, однако юридической силы и юридического описания в законодательных положениях они не имеют.

Выделяется несколько разновидностей товарных знаков:

  • Словесные. Это название компаний и продуктов, которые включают в себя буквенные обозначения, выполненные в определенном шрифте и определенном цветовом выражении без графики. К словесным товарным знакам относят наименования брендов автомобилей, продуктов питания, средств массовой информации и т. д. Сюда же относятся и слоганы, относящиеся к компании или к отдельным ее рекламным акциям.
  • Изобразительные. Изобразительный товарный знак представляет собой эмблему, изображение какого-либо символа или предмета, который отличает компанию от конкурентов. Яркие и запоминающиеся изобразительные ТЗ имеют практически все крупные компании, к примеру Адидас, Макдональдс, ТНТ и т. д. Принадлежать компании может не только изображение, но и сочетание цветов, к примеру как у футбольных команд.
  • Комбинированные. Комбинированные товарные знаки объединяют в себе изображение и текст, что в целом формирует логотип предприятия или ИП.
  • Объемные. Выполненные в трехмерном виде объекты. Объемным товарным знаком могут быть упаковки товаров.
  • Звуковые. Действующие нормативы позволяют оформить в собственность комбинацию звуков.

 

защита товарного знака в интернете

Пользователи и предприниматели нередко думают, что защита товарного знака требуется только очень крупным предприятиям с мировым или федеральным именем. Однако защищать свой товарный знак следует всем производителям, прикладывающим усилия к созданию качественных товаров, так как они могут стать жертвами нечестных конкурентов. Как только продукция, выпускаемая под определенным брендом, становится популярной, другой предприниматель может оформить в собственность уже известный товарный знак, а добросовестный производитель потеряет деньги.

Существуют разные способы защиты товарного знака, однако его регистрация всегда дает ряд преимуществ владельцу:

  • возможность повсеместного использования для рекламы;
  • возможность продажи и передачи;
  • использование товарного знака в качестве банковского залога;
  • возможность требовать от других организаций и физлиц соблюдения исключительного права на товарный знак.
к содержанию ↑

Обеспечение правовой защиты товарных знаков

Чтобы организация или физлицо получили законные права на товарный, им следует его зарегистрировать. В отношении товарного знака действует принцип территориальности. Защита будет осуществляться в том государстве, где он был зарегистрирован. Существует также международная классификация товаров. В настоящее время она включает в себя более 30 классов продуктов.

В нашей стране регистрация проводится в ФГБУ «ФИПС» (Федеральном институте промышленной собственности). Процедура занимает достаточно много времени и может продлиться больше года. Право на товарный знак предоставляется на ограниченное время.

Срок защиты товарного знака составляет 10 лет, однако продлевать свое право на товар собственник может повторно.

Если товар будет распространяться не только в России, но и в других странах, собственнику следует пройти процедуру международной регистрации. В этом случае он сможет рассчитывать на защиту своих прав и интересов на территории других государств.

До подачи заявки на регистрацию ТЗ следует проверить возможность ее осуществления. В настоящее время в базе Роспатента представлено более 500 000 товарных знаков, потому велика вероятность, что право на схожее название или изображение уже было зарегистрировано и принадлежит кому-то. Проверку на уникальность проводит патентное бюро, сотрудники которого проверяют сходство логотипа с названиями и изображениями других производителей.

Возможности собственника товарного не безграничны. Он не может влиять на использование собственной продукции и товарного знака в личных целях людей, которые не пытаются заработать на его имени.

к содержанию ↑

Способы защиты товарного знака

На отечественном рынке с каждым годом работает все большее количество производителей, из-за чего бизнесмены вынуждены предпринимать специальные меры по защите собственных товарных знаков. Их права собственности может считаться нарушенными в случае выявления фактов незаконного применения товарного знака (лого или текста), а также схожих или тождественных до степени смешения товарных знаков для маркировки сходной продукции в регионе действия бренда.

Выявленный факт нарушения является достаточным основанием для того, чтобы собственник предпринял ответные действия для защиты своей собственности и прибыли. Если владелец докажет, что использование его знака принесло ему какой-либо ущерб, этот ущерб может быть возмещен.

к содержанию ↑

Гражданско-правовая защита товарного знака

Споры о защите товарных знаков в России рассматриваются арбитражными судами. Для судебной защиты требуется иск от собственника, который имеет право потребовать с нарушителя прекращения использования его товарного знака, а также возмещения понесенного ущерба.

ГК РФ Статья 1515. Ответственность за незаконное использование товарного знака

1. Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.
2. Правообладатель вправе требовать изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров, на которых размещены незаконно используемый товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение. В тех случаях, когда введение таких товаров в оборот необходимо в общественных интересах, правообладатель вправе требовать удаления за счет нарушителя с контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров незаконно используемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения.
3. Лицо, нарушившее исключительное право на товарный знак при выполнении работ или оказании услуг, обязано удалить товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение с материалов, которыми сопровождается выполнение таких работ или оказание услуг, в том числе с документации, рекламы, вывесок.
4. Правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:
1) в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;
2) в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака.

Определить размер убытков возможно далеко не всегда, но истец может настаивать на выплате денежной компенсации. Ее размер определяется судебными органами и может достигать 5 миллионов. По статистике пострадавшие чаще настаивают именно на компенсации.

Для восстановления деловой репутации собственника товарного знака, он может затребовать публикацию в СМИ судебного решения.

Ответчиками по делу о нарушении прав могут выступать несколько лиц. Судебная практика в вопросах защиты товарных знаков показывает, что виновными обычно признаются стороны, которые занимались реализацией продукции под чужим ТЗ, а не тех, кто осуществлял производство.

к содержанию ↑

Административно-правовая защита товарных знаков

Пострадавшая компания сегодня может:

  • Направлять свои возражения против регистрации сходных товарных знаков.
  • Обращаться в МАП с соответствующими заявлениями.
  • Подавать жалобы в организации, управляющие деятельностью нарушителей.

Антимонопольные организации могут рассматривать дела, когда выявляются факты недобросовестной конкуренции, при которой используются чужие товарные знаки. Рассмотрение подобного дела может инициироваться только владельцем ТЗ.

к содержанию ↑

Защита таможней

Таможенники могут выполнять работу, направленную на защиту торговых марок, в случае выявления попытки ввезти на территорию РФ или вывезти за ее пределы товары, изготовленные с использованием чужих логотипов или известных брендов.

Таможенники могут осуществлять действия, направленные на предотвращение попадания таких товаров на рынок при наличии письменного заявления от правообладателя торговой марки. Сотрудники таможни также ведут реестр интеллектуальной собственности. Если ими будут выявлены признаки нарушений, не попадающих в их компетенцию, они могут передать дело в соответствующие органы.

к содержанию ↑

Защита товарного знака в Интернете

Интернет сегодня предоставляет огромные возможности по ведению собственного дела, однако является также площадкой, на которой активно действуют недобросовестные производители и пираты, старающиеся получить прибыль от использования чужих брендов.

Особое внимание следует уделить наименованию сайтов в интернете. При покупке доменного имени, новый владелец может считать, что он теперь обладает исключительным правом на него и на содержимое своего сайта. Но это не так. Данные по доменным именам должны вноситься юрлицами в документы на регистрацию для реестра доменных имен. Срок действия такой регистрации составляет 1 год.

Без регистрации владелец сайта не может рассчитывать на защиту своих прав.

к содержанию ↑

Юридическая помощь в защите товарного знака

Права производителей различных товаров и услуг в России нарушаются крайне активно, потому бизнесменам так важно позаботиться о защите своего дела. Чтобы обезопасить себя от недобросовестных конкурентов и пиратов, необходимо регистрировать бренд правильно. В этом вам могут помочь наши квалифицированные юристы, которые с удовольствием проконсультируют вас по всем интересующим вопросам.

Если же ваши права уже нарушены, наши юристы помогут защитить товарный знак в суде, получить возмещение понесенного ущерба или компенсацию, предусмотренную законодательством.


Не нашли решение проблемы?
Задайте вопрос профессиональным юристам бесплатно!
Задать вопрос

Уважаемые читатели, в наших статьях рассматриваются шаблонные ситуации и наиболее общие способы решения проблем. Однако каждый конкретный случай уникален и требует индивидуального подхода.
Чтобы получить подробный ответ на свой вопрос, понять, как действовать в сложившейся ситуации именно вам, вы можете позвонить нам по указанным телефонам:
+7(495) 266 02 24, +7(812) 507 61 42, +7(800) 551 20 74.
x
Спросите и мы
бесплатно ответим