Регистрация товарного знака

Спросите и мы бесплатно ответим

Товарный знак, также называемый товарной маркой, представляет собой сочетание символов, определенных изображений, линий или цветов, которые являются подтверждением исключительного права собственности юрлица или индивидуального предпринимателя на конкретный товар или услугу.

Если говорить простым языком, то так называют некий значок, наносимый на продукцию производителями или поставщиками. Он содержит в себе определенную важную информацию, благодаря которой потребитель может не читать сведения от производителя, представленные на оборотной стороне товара. Этикетка – это простое клеймо от завода изготовителя или поставщика, узнаваемое потребителями и привлекающее к продукту внимание, из-за этого многие интересуются, как зарегистрировать торговую марку?

к содержанию ↑

Необходимость регистрации товарной марки

Зарегистрировать товарный знак в Роспатенте самостоятельно – не проблема, однако для этого предприниматели вынуждены совершать определенные действия, тратить собственное время, коего может и так не хватать. Отсюда и возникает вопрос о том, обязательно ли регистрировать свой бренд?

Не существует законов, которые требуют от предпринимателей регистрировать собственные бренды, однако делать это следует по многим причинам. Рассмотрим несколько причин, свидетельствующих о необходимости регистрации:

  • Предположим, производитель занимается изготовлением мясных изделий. Он разработал собственный логотип, но не регистрировал бренд. Продукция начинает пользоваться большой популярностью, так как товар привлекает покупателей высочайшим качеством и приемлемой ценой. Однако конкуренты узнают об отсутствии регистрации и налаживают собственное производство под той же маркой, предлагая покупателям товар намного более низкого качества. В результате ответственный производитель начнет терять клиентов и прибыль. Из-за отсутствия регистрации нельзя будет обратиться в государственные органы для защиты своих прав и интересов.
  • Предположим, что производитель мясных продуктов разработал логотип, но не зарегистрировал его, а конкуренты сделали похожий логотип и прошли регистрацию. В такой ситуации вторая компания имеет право обратиться в суд для защиты своей интеллектуальной собственности и первого производителя привлекут к ответственности.
  • Конкуренты могут просто забрать товарный знак и самостоятельно зарегистрировать его, после чего первая компания-производитель потеряет право использовать эмблему в производстве.

Заявку на регистрацию товарного знака следует подавать еще и потому, что узнаваемый логотип или слоган может стать основой для привлечения покупателей и проведения рекламных кампаний. Без узнаваемого бренда невозможно обзавестись базой постоянных покупателей.

к содержанию ↑

Какие существуют виды товарных знаков?

В России ежегодно регистрируют несколько сотен новых брендов, которые могут иметь самый разный вид и способ выражения. Наиболее распространенными типами из них являются:

  • Словесный. Товарный знак, включающий в себя одно слово или словосочетание. Должен легко запоминаться для удобства и эффективности рекламы.
  • Изобразительный. Содержит в себе рисунок, орнамент, геометрические фигуры и т. д.
  • Логотип. Содержит в себе графически обработанный текст.
  • Комбинированный. Наиболее распространенный тип, который сочетает в себе несколько других форм, к примеру рисунок и текст.

Сегодня существуют и другие варианты брендирования – объемные знаки, голографические, звуковые и т. д. Однако используются они редко.

к содержанию ↑

Как зарегистрировать товарный знак самостоятельно – пошаговая инструкция

Чтобы создать собственный знак, необходимо предварительно разобраться в том, как зарегистрировать торговую марку в России самостоятельно. Для прохождения данной процедуры потребуется достаточно много времени и определенные денежные вложения. Обычно она проходит в течение 1-2 лет и включает в себя следующие этапы:

  • Создание. Создают бренд сразу после регистрации ИП или юрлица, так как именно на нем будут основаны все дальнейшие рекламные кампании. Рекомендуется выбирать не очень сложные изображения и простые, но запоминающиеся словосочетания. Задачу создания марки лучше всего доверять профессионалам.
  • Подготовка к регистрации. Регистрация выполняется в ФИПС – это подведомственное учреждение Роспатента. Перед подачей документов на регистрацию товарного знака, самостоятельно нужно проверить логотип через открытый реестр зарегистрированных знаков через сайт ФИПС. Можно заказать предварительную проверку у сотрудников ФИПС. Это платная услуга, однако вложения полностью оправданы, так как проверка коснется не только всего логотипа, но и отдельных его элементов на соответствие закону и на различие с существующими и находящимися на регистрации эмблемами.
  • Подготовка документации. Действующий порядок регистрации товарного знака предполагает сбор и подачу в ФИПС пакета документов, в состав которого входят: заявка установленной формы, заполненная от руки, макет эмблемы в 2 экземплярах (качественная печать рисунка в формате 8х8 см), подробное описание торговой марки и ее частей, перечень товаров и услуг, попадающих под бренд, квитанция об оплате пошлины за регистрации.
  • Подача заявки. Подать документы можно в ФИПС разными способами: по почте, по факсу, через официальный сайт, лично. Последний вариант считается предпочтительным, он требует присутствия заявителя с паспортом или доверенного лица с нотариально заверенными документами.
  • Ожидание результатов формальной экспертизы. В течение месяца с подачи заявки товарный знак проверяют и при необходимости от заявителя могут потребовать дополнительную информацию или внесение в логотип изменений. Ответить на эти требования необходимо в течение 3 месяцев, но лучше поторопиться, чтобы не задерживать процедуру.
  • Проведение окончательной экспертизы. Логотип отправляется на финальную, тщательную проверку, в течение которой он проверяется в самых мельчайших деталях. Экспертиза осуществляется в течение года. Для сокращения сроков до 10 месяцев можно обратиться в патентные органы и заплатить предусмотренный взнос.
  • Решение вопросов от сотрудников ФИПС. В процессе проверки у специалистов могут возникнуть различные вопросы, которые адресуются заявителю в письменной форме. Давать пояснения нужно как можно быстрее. Если пояснения не поступят в течение полугода, заявка на патент аннулируется.
  • Выдача свидетельства. На последнем этапе заявитель получает свидетельство о регистрации товарного знака. Распоряжаться знаком можно с момента получения такого документа.
к содержанию ↑

Важные правила регистрации бренда

Предложенная пошаговая инструкция включает в себя все этапы предусмотренной законодательством процедуры. Чтобы процесс прошел быстро и гладко, необходимо также ознакомиться с важными правилами, ведь любая ошибка и неточность может привести к потере времени и денег.

Следует помнить о следующих факторах:

  • Физическое лицо не имеет права зарегистрировать бренд, услуга доступна только ИП и юрлицам.
  • Владельцами логотипа могут быть 2 человека, но в документах указывается только 1.
  • Свидетельство не может быть выдано до оплаты пошлины.
  • Знак может содержать имя и фамилию человека, к примеру имя и фамилию индивидуального предпринимателя. Если это чужие данные, то необходимо получить разрешение от человека.
  • Марка может содержать название географических объектов, при условии регистрации заявителя в этом регионе.
  • Допускается регистрация отдельных частей эмблемы.
  • Марка охраняется законодательством страны, в которой произведена регистрация.
к содержанию ↑

Сколько длится процедура регистрации?

Регистрация торговой марки самостоятельно – поэтапная процедура, которая может длиться от 10 месяцев до нескольких лет. Ее точная продолжительность зависит от количества возникающих у проверяющих органов уточняющих вопросов и скорости получения разъяснений от заявителя.

Законом предусмотрена выдача свидетельств сроком действия в 10 лет. По истечению этого времени свидетельство необходимо продлевать. Срок действия считается с момента подачи заявки юрлицом или ИП. То есть, если процесс регистрации длился 1 год, то свидетельство будет действовать уже не 10, а 9 лет.

к содержанию ↑

Сколько стоит зарегистрировать товарный знак?

Стоимость регистрации напрямую зависит от того, сколько услуг или товаров будет попадать под действие нового бренда. Процедура предполагает следующие платежи:

  • Платеж за проверку эскиза на различия с существующими логотипами и отсутствие запрещенных обозначений и изображений.
  • Деньги за проверку правильности заполнения документов.
  • Платеж за комплексное сопровождение заявки для ускорения процедуры.
  • Государственная пошлина – 2 раза. Один раз за принятие документов и первичную экспертизу, второй – после принятия документов на регистрацию.

При самых минимальных затратах общая стоимость регистрации составит не менее 34 450 рублей.

к содержанию ↑

Юридическая помощь при регистрации

Желая зарегистрировать свой бренд, рекомендуется обратиться за помощью к профессиональным специалистам. Наши сотрудники расскажут вам, где зарегистрировать товарный знак, объяснят все нюансы процедуры, помогут успешно получить свидетельство в кратчайшие сроки и с минимальными вложениями.

 


Не нашли решение проблемы?
Задайте вопрос профессиональным юристам бесплатно!
Задать вопрос

Уважаемые читатели, в наших статьях рассматриваются шаблонные ситуации и наиболее общие способы решения проблем. Однако каждый конкретный случай уникален и требует индивидуального подхода.
Чтобы получить подробный ответ на свой вопрос, понять, как действовать в сложившейся ситуации именно вам, вы можете позвонить нам по указанным телефонам:
+7(495) 266 02 24, +7(812) 507 61 42, +7(800) 551 20 74.
x
Спросите и мы
бесплатно ответим